Глава 26. Решение
проблем интерфейса первого уровня
|
Напомним, что цикл автор/читатель,
выполняемый для диаграмм нижнего уровня модели,
может потребовать решения интерфейсных проблем
на диаграммах модели более высокого уровня.
Четыре урока этой главы познакомят вас с этапами
решения проблем интерфейса, возникающих при
создании декомпозиции второго уровня. В уроке 18
рассматриваются декомпозиция первого уровня.
Здесь начинаются интерфейсные проблемы. В уроке
19 вы отвечаете на комментарии. Комментарии, с
которыми согласился автор, составляют список
принятых им проблем интерфейса, требующих
разрешения. В уроке 20 переделываются
декомпозиции первого уровня. Это приводит к
решению проблем интерфейса. Урок 21 - переделка
декомпозиции второго уровня, показывающая, как
новые интерфейсы отражаются в пересмотренной
диаграмме.
Выполните первые два задания без
перерыва. Это даст вам возможность обдумать,
сформулировать и уточнить проблемы интерфейса.
Затем приступите к выполнению без перерыва
следующих двух уроков, и вы сможете правильно
разрешить проблемы интерфейса, а также отразить
необходимые изменения в декомпозициях второго
уровня. Выделите около получаса на каждый урок,
но не беспокойтесь, если затратите времени
больше.
Урок 18. Индивидуальное
комментирование
Цель
Откомментировать папки, содержащие
диаграммы Ахх.
Действия
1. Прочтите титульный лист и все
сообщения, сделанные автором в поле
комментариев.
2. Прочтите диаграмму Ахх из папки,
сравнивая ее содержание с приведенным в поле
контекста диаграммы Ах. Одновременно проверяйте
согласованность диаграммы Ахх с ее очерченным
контекстом. Фиксируйте проблемы, записывая
красным цветом читательские замечания.
3. Прочтите диаграмму Ахх и определите,
нет ли проблем с деталями ее содержания или с
терминологией. (Даже если диаграмма согласована
с родительским блоком, ее содержание может быть
неверным. Она может включать также либо слишком
много деталей, либо неподходящие детали.)
фиксируйте проблемы, записывая красным цветом
читательские замечания.
4. Если диаграмма Ахх имеет прямой
интерфейс с комментируемой диаграммой, то
прочтите ее снова. Проанализируйте детали ваших
интерфейсных предположений и сравните их с
предположениями автора рассматриваемой
диаграммы, фиксируйте проблемы, записывая
красным цветом читательские замечания.
5. Отошлите откомментированную папку
обратно автору.
Примечания
1. Помните: комментировать нужно
критически, но конструктивно!
2. Пишите комментарии на каждой
странице. (Отсутствие их означает, что либо вы не
прочли страницу, либо вам нечего сказать.)
Поставьте хотя бы галочку в знак того, что
прочитана страницу и вы согласны с автором.
Образец
1. На титульном листе обратите
внимание на следующее: (а) когда папка получена
библиотекарем; (б) когда папка прочитана; (в) когда
ожидается возвращение ее читателем. Обратите
также внимание на галочку после авторского
замечания, указывающую на согласие читателя с
поднятой проблемой.
2. Замечание 3 на диаграмме Ахх
расширяет проблему интерфейса, предлагая
дополнительную компоненту к дуге недельный план
питания. Этот термин был также добавлен
читателем в глоссарий.
Урок 19. Индивидуальное
реагирование
Цель
Отреагировать на откомментированные
папки, содержащие диаграммы Ахх.
Действия
1. В каждой папке прочтите титульный
лист и обратите внимание на все комментарии к
вашим замечаниям в поле комментариев.
2. Прочтите все комментарии на
диаграмме Ахх в том порядке, в каком они написаны.
По мере чтения отвечайте на каждый из них.
Определите, является ли комментарий
обоснованным и почему. Обоснованный комментарий
отметьте галочкой. Необоснованный комментарий
перечеркните и поясните причину несогласия.
Записывайте ваши ответы синим цветом.
3. Прочтите комментарии на листе
глоссария и ответьте на них. Не забывайте делать
это, поскольку: (а) несогласованные определения
могут привести к недоразумениям; (6) читатели
могут по-новому определить терминологию,
прояснив тем самым какие-то моменты.
4. Прочтите снова все комментарии,
относящиеся к интерфейсным проблемам. Во время
этого процесса и критически оценивайте свои
предположения по интерфейсам. Фиксируйте все
проблемы, записывая читательские замечания
синим цветом на вашей копии папки.
5. Отошлите откомментированную папку
обратно к читателю.
6. Внесите комментарии всех читателей в
ваш экземпляр папки. Сделайте для себя особые
примечания, объясняющие, почему вы именно так
разрешили противоречивые комментарии.
Записывайте все замечания синим цветом.
Примечания
1. Помните, что реагировать надо
критически, но конструктивно.
2. Запишите вашу реакцию на каждый
комментарий. (Отсутствие пометки означает, что вы
либо не прочли комментарий, либо вам нечего
сказать.) Поставьте хотя бы галочку или крестик,
указывающие на ваше согласие или несогласие.
Образец
Обратите внимание на то, каким образом
автор согласился с поднятой читателем
интерфейсной проблемой и в дальнейшем решил ее.
Исправленное в глоссарии определение запроса о
состоянии запасов сообщает теперь более ясно,
что требуется плану.
Урок 20. Переделка декомпозиции первого
уровня
Цель
Решить все проблемы, связанные с
интерфейсом для диаграммы Ах.
Действия
1. Последовательно перенесите на
диаграмму Ах все, что связано с проблемами,
возникшими при рецензировании декомпозиции
второго уровня. Например, если блок 1 будет
ограничивать блок 2, начертите и пометьте
соответствующую ограничивающую дугу на
диаграмме Ах.
2. Определите содержание диаграммы Ах
после отражения в ней всех интерфейсных проблем.
Посмотрите, не появятся ли еще какие-нибудь
проблемы, и зафиксируйте их.
3. Решайте проблемы интерфейса по
очереди. Не спешите, поскольку этот процесс
включает также выявление и проверку
альтернативных идей. Возвращайтесь к исходной
ситуации при каждом неудачном варианте.
Примечания
1. Если вы начнете с
последовательного переноса в диаграмму Ах того,
что связано с каждой из проблем, это поможет вам
выявить и прояснить все неувязки в этой
диаграмме.
2. Проговаривая содержание диаграммы,
желательно вслух, вы яснее увидите проблемы и,
может быть, найдете ключ к наилучшему их решению.
Образец
1. Проблема интерфейса, возникшая в
уроке 19 относительно информации о состоянии
запасов, влияет на диаграмму А2 двумя способами:
(а) внешняя дуга запланированное количество
запасов перечеркивается; (6) блок спланировать
покупки, являющийся планирующей функцией, должен
запрашивать сведения о состоянии кладовой.
2. Обратите внимание на изменение
уровня оценки диаграммы А2 (с "рабочей" до
"проекта"). Как только интерфейсные проблемы
диаграммы решены, существенно уменьшается
вероятность изменения диаграммы.
Урок 21. Переделка
декомпозиции второго уровня
Цель
Проверить и переделать как диаграмму
Ахх, так и ее глоссарий.
Действия
1. В процессе работы держите рядом
только что переделанную диаграмму Ах.
2. Полностью перечертите вашу
диаграмму Ахх. В процессе переделки критически
оценивайте ход изложения и при необходимости
вносите изменения в глоссарий. Обращайтесь чаще
к диаграмме Ах для проверки согласованности
деталей на вашей диаграмме с содержанием
родительского блока.
3. С помощью ICOM-кодов свяжите все
внешние дуги вашей диаграммы с диаграммой Ах.
Согласуйте метки внешних дуг на вашей диаграмме
с метками дуг на диаграмме Ах.
Примечание
Переделка поможет вам лучше описать
систему и использовать меньше графики и текста.
При переделке будьте так же точны, как при работе
с прежними диаграммами, но используйте меньше
слов и более простую графику.
Образец
Обратите внимание на то, что после
решения проблемы интерфейса, связанной с
диаграммой А2 диаграмма А21 и определения ее
глоссария стали значительно лучше. Упрощение
диаграммы помогает упростить все детализирующие
ее диаграммы. Вот почему опытные аналитики не
жалеют время на решение проблем интерфейса
высокого уровня перед тем, как предпринимать
шаги, связанные с декомпозицией нижнего уровня.
|
|