Глава 24.
Разделение интерфейсов верхнего уровня
|
Вспомните, что в первом цикле
автор/читатель в папки вносят комментарии и
ответы на них, что часто оказывает влияние на
интерфейсы между блоками диаграммы АО. Эта глава,
включающая четыре урока, познакомит вас с
согласованием интерфейсов при декомпозиции
первого уровня. В уроке 11 рассматриваются
декомпозиции первого уровня. С этого момента
начинается обсуждение интерфейсов. В уроке 12 вы
должны дать ответ на комментарии. Замечания, с
которыми согласился автор, составляют список
проблем интерфейса, которые приняты автором и
требуют разрешения. В уроке 13 переделывается
диаграмма АО, таким образом документируется
разрешение интерфейсных проблем. Урок 14 посвящен
переделке декомпозиции первого уровня, в ходе
которой выясняется, как отражены новые
интерфейсы на пересмотренной диаграмме.
Проделайте без перерыва по крайней
мере два первых урока. Это научит вас правильно
обдумывать, формулировать и фиксировать
интерфейсные проблемы. Затем пройдите без
перерыва два последних урока с тем, чтобы
научиться, разрешив интерфейсные проблемы,
правильно отражать необходимые изменения в
декомпозиции первого уровня. Выделите около
получаса на каждый урок, но не беспокойтесь, если
затратите времени больше.
Урок 11. Групповое комментирование
Цель
Создание комментариев к папкам других
групп.
Действия
1. Прочитайте титульный лист.
Обратите внимание на авторские сообщения в
области комментариев.
2. Прочтите диаграмму Ах из папки,
сравните ее содержание с содержанием
соответствующего блока диаграммы АО.
Удостоверьтесь, что они согласованы.
Зафиксируйте красным цветом ваши вопросы в виде
читательских замечаний.
3. Прочтите диаграмму Ах, отмечая
вопросы к деталям содержания или терминологии.
Даже согласованное с родительским блоком
изложение может оказаться неверным. Чаще
сверяйтесь с глоссарием и отмечайте красным
цветом читательские замечания.
4. Если ваша диаграмма Ах прямо связана
с рецензируемой вами диаграммой Ах, то положите
их рядом и читайте вместе. Определите, как они
должны соединяться и как они соединяются самом
деле, и отметьте возникшие вопросы красным
цветом в виде читательских замечаний.
5. Отошлите папку с комментариями
автору.
Примечания
1. Помните, что надо быть критичным,
но делать конструктивные комментарии.
2. Пишите комментарии к каждой странице
(отсутствие комментариев означает, что вы либо не
читали эту страницу, либо вам нечего сказать).
Ставьте хотя бы галочку в знак того, что страница
прочитана и вы согласны с автором.
Образец
1. На титульном листе обратите
внимание наследующее: (1) когда папка получена
библиотекарем, (2) когда папка прочитана, (3) когда
папка должна быть возвращена читателем автору.
Обратите внимание также на галочку после
авторского замечания, означающую, что читатель
постарается помочь.
2. Замечание 4 на диаграмме Ах означает,
что что-то сделано автором очень хорошо. (Помните,
что комментарии могут не только зафиксировать
проблему, но и поддержать автора в работе.)
Урок 12. Реагирование
группы
Цель
Ответить на замечания в папках,
откомментированных другими группами.
Действия
1. Прочтите титульный лист каждой
папки, обращая внимание на читательские
комментарии в поле комментариев.
2. Прочтите комментарии на диаграмме Ах
в указанном цифрами порядке. Ответьте на них
сразу. Определите, обоснован ли комментарий и
почему. Отметьте обоснованные и перечеркните
необоснованные комментарии. Всегда объясняйте
вашу реакцию. Пишите ответы синим цветом.
3. Прочитайте комментарии в глоссарии и
отреагируйте на них. Не забывайте об этом,
поскольку: (а) несогласованные определения часто
приводят к недоразумениям; (6) читатели могут
по-новому определить терминологию, прояснив тем
самым какие-то моменты.
4. Прочтите снова все комментарии,
относящиеся к интерфейсам диаграмм. Сравните
ваши предположения об интерфейсах с
читательскими и сделайте переоценку.
Зафиксируйте все возникшие проблемы записями
"с кружком" синим цветом на вашем экземпляре
папки.
5. Отошлите папку назад к читателю.
6. Соберите все читательские
комментарии в вашем экземпляре папки. Сделайте
для себя заметки, объясняющие, почему вы
разрешили какую-либо проблему, вызвавшую
противоречивые комментарии, именно таким
образом. Поскольку вы - автор, записывайте все
замечания синим цветом.
Примечания
1. Не забывайте реагировать
критически, но конструктивно.
2. Пишите отклики на все комментарии
(отсутствие ответа означает, что либо вы не
читали комментарий, либо вам нечего сказать).
Ставьте галочку или крестик для того, чтобы
показать ваше согласие или несогласие.
Образец
1. На титульном листе обратите
внимание на дату составления папки автором.
2. Замечание 5 на диаграмме Ах отражает
первоначальные сомнения автора по поводу
замечания 1 и последовавшее после некоторых
размышлений согласие с ним.
3. Замечание 2 было неверным. Автор
указал на это перечеркиванием его и объяснил
причину. Это пример того, как в письменном ответе
читателю автор объясняет то, что он неявно
подразумевал.
Урок 13. Переделка
диаграммы верхнего уровня
Цель
Решить все интерфейсные проблемы,
связанные с диаграммой АО.
Действия
1. Последовательно перенесите на
диаграмму АО все спорные вопросы, возникающие
при рецензировании декомпозиции первого уровня.
Например, если блок 1 неправильно ограничивает
блок 2, то поставьте красную галочку на дуге,
идущей от блока 1 к блоку 2.
2. Определите новое содержание
исправленной диаграммы АО. Посмотрите, не
возникнут ли еще какие-нибудь спорные вопросы, и
зафиксируйте их.
3. Решайте интерфейсные проблемы
последовательно. Не спешите. Выявляйте и
исследуйте альтернативные решения, возвращаясь
к исходной ситуации после каждого неудачного
варианта.
Примечания
1. Согласованный перенос всех
спорных вопросов на диаграмму АО поможет вам
ясно определить круг проблем, возникших с
диаграммой АО.
2. Проговаривая содержание диаграммы,
лучше вслух, вы яснее увидите проблемы и, может
быть, найдете ключ к наилучшему их разрешению.
Образец
1. В последнем уроке была поднята
одна проблема интерфейса. Информация о наличии
продуктов не является внешним фактором, а
приходит из пополнить запасы. Для решения этой
проблемы потребовался ряд изменений: (а) дуги
информация о потенциальном количестве продуктов
и информация о реальном количестве продуктов
вычеркнуты; (6) спланировать меню порождает
недельный план питания; (в) дуга меню должна
ограничивать блок приготовить; (г) входные дуги
блока пополнять запасы должны ограничивать
функцию спланировать меню с помощью имеющихся
продуктов.
2. Обратите внимание на то, что уровень
оценки диаграммы АО повысился с "рабочая
версия" до "эскиз". Так часто бывает после
разрешения многих интерфейсных проблем,
поскольку в этом случае вероятность изменения
диаграммы уменьшается.
Урок 14. Переделка
декомпозиции первого уровня
Цель
Проверить и переделать декомпозицию
первого уровня и его глоссарий.
Действия
1. Во время работы держите поблизости
только что переделанную диаграмму АО.
2. Начертите заново декомпозицию
первого уровня. В процессе работы следите за тем,
чтобы новое содержание диаграммы имело смысл. По
ходу дела определяйте заново термины глоссария.
Обращайтесь чаще к диаграмме АО для проверки
соответствия деталей вашей диаграммы Ах
родительскому блоку.
3. С помощью ICOM-кодов свяжите все
внешние дуги вашей диаграммы Ах с диаграммой АО.
Делая это, сравнивайте метки внешних дуг на вашей
диаграмме с метками дуг, касающихся контекстного
блока на родительской диаграмме.
Примечание
Переделка поможет вам упростить
диаграмму. При переделке старайтесь быть также
точны, как и при работе над предыдущими
диаграммами, но используйте меньше слов и более
простую графику.
Образец
Обратите внимание на уточнение
содержания диаграммы и терминов в ее глоссарии
после решения интерфейсных проблем диаграммы АО.
Это иллюстрирует, как упрощение диаграммы
приводит к уточнению ее и объясняет, почему
опытные аналитики, прежде чем всерьез заняться
декомпозициями нижнего уровня, отводят время на
согласование интерфейсов более высокого уровня.
|
|